Введение в продакт менеджмент
07 Фев 2020
Развитие управленческих практик не стоит на месте: появляются новые подходы, направления и даже профессии. Мы следим за современными темами и выбираем для вас самые интересные. Сегодня предлагаем познакомиться с основами управления продуктами (product management, продакт менеджмент). Прочитав статью, вы сможете объяснить любому человеку, чем занимается менеджер продукта, и узнаете, как найти правильную идею для нового продукта.
Если вы продакт менеджер, или подозреваете, что в скором времени можете взять на себя эту роль, скорее всего, вам придется объяснить, чем вы занимаетесь, людям, которые меньше вас разбираются в этой области:
- вашему дорогому другу, у которого страничка в Фейсбуке появилась только в середине 2016 года;
- вашему отцу-луддиту (противнику автоматизации и технологий – прим. пер) в старом кардигане, который так и не привык использовать электробритву;
- вашей энергичной бабуле, самое технологически продвинутое устройство которой – это радиоприемник.
Или, возможно, это будет ваш племянник, знакомый с технологиями с рождения, но не имеющий ни малейшего понятия, как разработаны бесчисленные приложения, которыми он пользуется каждый день.
Без длинных вступлений, вот описание продакт менеджмента для всех друзей, отцов, бабушек и племянников. Надеемся, что вам и вашим коллегам оно тоже пригодится.
Что такое продакт менеджмент?
В самых простых терминах…
Продакт менеджмент – это принятие решения, что создавать дальше.
Продукты создают, чтобы решать разные проблемы. Это утверждение в равной степени применимо как к физическим продуктам, например, скейтбордам, так и к цифровым, например, Фейсбуку. Эти проблемы не просто существуют в воздухе. Это реальные проблемы реальных людей. Для простоты, будем называть их потребностями пользователей.
Потребности пользователей включают функциональные (например, «мне необходимо попасть в класс вовремя») или эмоциональные (например, «я хочу чувствовать признание моих друзей»). Такой продукт, как скейтборд, может решить обе эти потребности, но это же может сделать Тесла. Оптимальное решение для потребности может различаться в зависимости от человека, времени и контекста ситуации.
В действительности потребности пользователя решают отдельные функции продукта. Колеса скейтборда позволяют ему перевозить своего владельца. Красивые, хотя и агрессивные очертания Теслы дают владельцу возможность самовыражения.
Цифровые продукты ничем не отличаются от физических. Бабушке нужно координировать встречи с внуками, поэтому она уступает технологиям и создает аккаунт на Gmail. Спустя 5 часов обучения она отправляет свое первое электронное письмо (конечно, полностью написанное капслоком). Интуитивный интерфейс помогает ей успешно отправить письмо. Встроенная адресная книга избавляет от необходимости помнить электронный адрес своего внука (c00ld00d1997@gmail.com). В это же время ее внуки испытывают эмоциональную потребность в признании своими сверстниками и могут делать это, создавая онлайн-личности на страницах, которые предназначены для этого.
Основное различие между физическими и цифровыми продуктами в том, что функции физического продукта должны быть определены до того, как продукт будет продан. Программное обеспечение, особенно веб-приложения и мобильные приложения, постоянно пополняются новыми возможностями и функционалом, для того, чтобы понравиться пользователям. В этом случае особенно справедливо сказать, что работа продакт менеджера – решить, какие возможности и функциональность добавлять следующим шагом.
Поэтому, когда в следующий раз вы будете объяснять племяннику, чем занимаетесь, вы можете сказать:
«Знаешь эту функцию в инстаграме, которая превращает твое лицо в собачью мордочку? Эта функция была добавлена только потому, что продакт менеджер решил, что это хорошая идея, и добился ее реализации потом и кровью силами команды людей (дизайнеров и разработчиков).»
Вы даже будете знать, что ответить племяннице, которая только что поступила в университет Беркли и усмехается:
«Ну а как продакт менеджеры решают, что это хорошая идея?»
Когда задают такой вопрос, можно сослаться на определение продакт менеджмента от Марти Кагана из книги «На крючке. Как создавать продукты-хиты»: продукт или отдельная его функция должны быть ценными, удобными в использовании и реализуемыми.
- Ценность – в том, что продукт решает чью-то задачу, удовлетворяет потребность.
- Удобство использования – потому что многие люди должны разобраться в том, как пользоваться продуктом, и не бросить попытки на середине пути; эти же люди должны продолжать пользоваться продуктом регулярно, не разочаровываясь в нем.
- Реализуемость – так как нельзя задействовать слишком много ресурсов (время, деньги, усилия, материалы), иначе компания обанкротится или уступит более бережливым конкурентам.
Подводя итоги, продакт менеджеры решают, что создавать следующим шагом, и делают они это, определяя, является ли идея ценной, удобной в использовании и реализуемой.
В этой статье, открывающей серию публикаций по продакт менеджменту, мы простым языком объяснили, чем занимается продакт менеджер: решает, над какими продуктами или отдельными функциями этих продуктов работать дальше. Это решение принимается на основании оценки перечня идей по трем параметрам: ценности, удобству использования и реализуемости.
Разработайте свой востребованный продукт на нашем практическом интенсиве: Дизайн-мышление. От идеи до готового продукта за один день
Смотрите также:
- Как создавать хорошие продукты: пять областей UX
- С чего начать инновации
- Принципы управления ценностью: подход Management of Value (MoV)