Архетипы брендов и цели в OKR

23 Ноя 2022

Всем привет!

В данной статье мы поговорим о том, как принадлежность к тому или иному архетипу может повлиять на выбор целей в OKR. За основу возьмем 12 архетипов, которые описала Кэрол Пирсон в своей книге «Пробуждение внутреннего героя».

Итак, вначале разберемся с архетипами. На изображении ниже вы можете увидеть, какие существуют архетипы и какие компании к ним относятся.

Архетипы Кэрол Пирсон

Всего выделяется 12 архетипов, которые разделяются по 4 областям:

  • свобода (freedom)
  • порядок (order)
  • социальный (social)
  • эго (ego)

Каждый человек, как и каждая компания, является приверженцем определенных архетипов. Мы проходим через архетипы всю жизнь: они приобретаются в детстве и в связи с жизненными событиями модернизируются в дальнейшем. Начинаем мы с какого-то условно “начального” архетипа в одной области и со временем приобретаем качества другого, например, в области “эго” мы можем начать с “героя”, а со временем будем приобретать качества “бунтаря” и затем “мага, визионера”. Однако подобная модернизация проходит очень медленно, потому что доминирующие архетипы сложно поменять.

Возможно, со временем у вас будет доминировать архетип “бунтаря”, а, возможно, “герой” так и останется доминирующим, но вы приобретете качества “бунтаря” или “мага” или, возможно, вы вообще перейдете в другую область и станете “правителем”. Тут все индивидуально.

Тема архетипов часто привязывается к брендам, так как от архетипа компании будет зависеть ее позиционирование, PR и маркетинг, а также цели. Так как у каждой компании есть основатель, то, как правило, в компанию закладываются архетипы основателя. В зависимости от этого компании сильно отличаются друг от друга: каждая из них несет некую внутреннюю мотивацию, по которой мы как клиенты выбираем эти бренды.

В бренд-менеджменте считается, что команда должна соответствовать своей компании, т.е. всем членам команды, начиная с основателя, должен быть близок архетип самой компании.

Теперь давайте разберем, как же применять 12 архетипов в отношении к целям в OKR.

12 архетипов и мотивация к целям

На изображении выше два простых примера целей: “быть здоровым” и “пробежать марафон”. Подумайте: Какая цель вас больше мотивирует и почему?

Для одних цель “пробежать марафон” более мотивирующая, потому что она конкретная и вдохновляющая и ее легко можно измерить, в то время как цель “быть здоровым” воспринимается более обыденно и абстрактно. Для других же “быть здоровым” будет нести больше ценности, чем “пробежать марафон”. Когда мы задаем этот вопрос участникам наших тренингов: “Какая цель вас больше мотивирует?”; то обычно ответы делятся в соотношении 50/50. Из этого можно сделать вывод, что есть факторы, влияющие на выбор целей, одни из них — это внутренняя мотивация и доминирующий архетип человека.

Когда мы ставим себе цели, мы являемся приверженцами ~2 архетипов и в меньшей степени еще ~3 дополнительных архетипов. Мы выбираем цель исходя из доминирующих архетипов.

Рассмотрим несколько архетипов на примерах OKR, связанных с темой здоровья.

Если мы герои, то для нас цель “пробежать марафон” или “преодолеть какое-то препятствие” – это точно мотивирующая цель. То есть компании, команды и сотрудники с архетипом “героя” будут выбирать цели для OKR из целей-челленджей.

Если наш доминирующий архетип “шоумен”, нам скорее будет интересно принять участие в “Гонке героев”. “Бунтарь” выберет что-то экстремальное, “визионер”, возможно, перейдет к теме йоги, медитации и прочего.

Итак, в зависимости от нашей приверженности к тому или иному архетипу мы выбираем цель, которая нам близка. Цель, которая мотивирует одних, окажется чем-то неприглядным для других.

Изучение и внедрение OKR

Если вы хотите больше узнать об OKR и приступить к внедрению, тогда можете зарегистрироваться на наш тренинг “OKR Certified Professional” в открытом формате (для себя) или корпоративном формате (для компании).

Тренинг “OKR Certified Practitioner”


Яндекс.Метрика