Архетипы брендов и цели в OKR
23 Авг 2022
Всем привет!
В данной статье мы поговорим о том, как принадлежность к тому или иному архетипу может повлиять на выбор целей в OKR. За основу возьмем 12 архетипов, которые описала Кэрол Пирсон в своей книге «Пробуждение внутреннего героя».
Итак, вначале разберемся с архетипами. На изображении ниже вы можете увидеть, какие существуют архетипы и какие компании к ним относятся.
Архетипы Кэрол Пирсон
Всего выделяется 12 архетипов, которые разделяются по 4 областям:
- свобода (freedom)
- порядок (order)
- социальный (social)
- эго (ego)
Каждый человек, как и каждая компания, является приверженцем определенных архетипов. Мы проходим через архетипы всю жизнь: они приобретаются в детстве и в связи с жизненными событиями модернизируются в дальнейшем. Начинаем мы с какого-то условно “начального” архетипа в одной области и со временем приобретаем качества другого, например, в области “эго” мы можем начать с “героя”, а со временем будем приобретать качества “бунтаря” и затем “мага, визионера”. Однако подобная модернизация проходит очень медленно, потому что доминирующие архетипы сложно поменять.
Возможно, со временем у вас будет доминировать архетип “бунтаря”, а, возможно, “герой” так и останется доминирующим, но вы приобретете качества “бунтаря” или “мага” или, возможно, вы вообще перейдете в другую область и станете “правителем”. Тут все индивидуально.
Тема архетипов часто привязывается к брендам, так как от архетипа компании будет зависеть ее позиционирование, PR и маркетинг, а также цели. Так как у каждой компании есть основатель, то, как правило, в компанию закладываются архетипы основателя. В зависимости от этого компании сильно отличаются друг от друга: каждая из них несет некую внутреннюю мотивацию, по которой мы как клиенты выбираем эти бренды.
В бренд-менеджменте считается, что команда должна соответствовать своей компании, т.е. всем членам команды, начиная с основателя, должен быть близок архетип самой компании.
Теперь давайте разберем, как же применять 12 архетипов в отношении к целям в OKR.
12 архетипов и мотивация к целям
На изображении выше два простых примера целей: “быть здоровым” и “пробежать марафон”. Подумайте: Какая цель вас больше мотивирует и почему?
Для одних цель “пробежать марафон” более мотивирующая, потому что она конкретная и вдохновляющая и ее легко можно измерить, в то время как цель “быть здоровым” воспринимается более обыденно и абстрактно. Для других же “быть здоровым” будет нести больше ценности, чем “пробежать марафон”. Когда мы задаем этот вопрос участникам наших тренингов: “Какая цель вас больше мотивирует?”; то обычно ответы делятся в соотношении 50/50. Из этого можно сделать вывод, что есть факторы, влияющие на выбор целей, одни из них — это внутренняя мотивация и доминирующий архетип человека.
Когда мы ставим себе цели, мы являемся приверженцами ~2 архетипов и в меньшей степени еще ~3 дополнительных архетипов. Мы выбираем цель исходя из доминирующих архетипов.
Рассмотрим несколько архетипов на примерах OKR, связанных с темой здоровья.
Если мы герои, то для нас цель “пробежать марафон” или “преодолеть какое-то препятствие” – это точно мотивирующая цель. То есть компании, команды и сотрудники с архетипом “героя” будут выбирать цели для OKR из целей-челленджей.
Если наш доминирующий архетип “шоумен”, нам скорее будет интересно принять участие в “Гонке героев”. “Бунтарь” выберет что-то экстремальное, “визионер”, возможно, перейдет к теме йоги, медитации и прочего.
Итак, в зависимости от нашей приверженности к тому или иному архетипу мы выбираем цель, которая нам близка. Цель, которая мотивирует одних, окажется чем-то неприглядным для других.
Если вы хотите узнать о других инструментах и подходах к созданию и внедрению OKR, тогда приглашаем вас на крупнейшую офлайн+онлайн конференцию “OKR Forum”!
Что вас ждет?
- 3 тематических трека: создание OKR (доклады), внедрение OKR (кейсы компаний), воркшопы
- OKR-клиника: возможность попасть на прием к одному из экспертов в области применения и масштабирования OKR и бесплатно разобрать ваш практический кейс.
- Свыше 14 спикеров из разных компаний, использующих OKR
- Активный нетворкинг: живое общение и обмен опытом с OKR практиками и экспертами
Кого мы приглашаем на конференцию?
- Участников: если вы хотите прокачать свои знания и навыки в OKR, а также стать частью комьюнити
- Спикеров: если у вас крутой опыт применения/внедрения OKR и вы хотите им поделиться с единомышленниками
- Партнеров: если вы хотите внести свой вклад в развитие OKR-комьюнити и заявить о своей компании
Воспользуйтесь нашим партнерским промокодом, чтобы получить скидку при регистрации в качестве участника!
Промокод: PLFORUM
Оставляйте свои заявки на интересующий вариант участия по ссылке ниже.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи:
- Telegram-канал «Проектные сервисы и Product Lab »
- Telegram-канал Андрея Бадина «Управляй иначе»
- OKR-комьюнити в Telegram
- YouTube
- VK