Экспертная оценка в принятии решений
01 Сен 2017
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) использует концепцию экспертной оценки (expert judgment). Однако в самом руководстве приводится лишь краткое определение: «Экспертная оценка – это суждение, полученное от опытных и знающих сторон».
Не обязательно быть экспертом, если вы руководитель проекта. Получение экспертного знания –не основная задача руководителя проекта. Тем не менее каждый руководитель несет ответственность за решения по проекту, а для них могут потребоваться специфические знания.
Руководитель должен сосредоточиться на получении экспертных рекомендаций и дальнейшем их использовании для принятия качественного решения по проекту, а не фокусироваться на том, чтобы самому стать экспертом. Управление проектом связано с слишком большим количеством областей, чтобы руководитель мог быть экспертом во всех из них.
Эксперты
Первой проблемой для получения хорошей экспертной оценки становится поиск грамотного специалиста, способного дать правильные рекомендации.
Эксперт – это человек, чье мнение в силу образования, обучения, наличия сертификации, навыков или опыта признается авторитетным. К сожалению, данное определение субъективно и разные люди, подпадающие под это определение, дадут разные мнение по обсуждаемому вопросу.
Но это нормально. Эффект Даннинга-Крюгера гласит: «люди, ограниченные в своих знаниях, не сомневаются в своих ответах». Эксперты, в свою очередь, обладают достаточными знаниями и потому понимают сложность и неопределённость ситуации, количество факторов, влияющих на неё, а потому редко категоричны и 100% уверены в своих суждениях.
А потому, чтобы обеспечить наилучшее решение, лицо, принимающее решения (ЛПР), должно снабдить экспертов наиболее качественной информацией.
Организация, в свою очередь, должна предоставить информацию своим менеджерам об источниках и типах экспертиз, а также обеспечить доступность экспертов. Эта информация должна регулярно обновляться и быть доступной.
Именно субъективность понятия эксперта, качество информации и неопределённость среды делают экспертную оценку таким сложным и неоднозначным процессом.
Взвешенное суждение
В контексте экспертной оценки, суждение (judgement) – это способность принимать взвешенные решения или приходить к разумным выводам, основанным на информации и знаниях, полученных в результате применения экспертизы. Руководитель проекта может и должен обращаться к экспертам за помощью. Но, в конечном счету, ответственность за принимаемое решение лежит на плечах руководителя.
Принимать взвешенные и своевременные решения – это отличительная черта каждого хорошего руководителя проекта. Задача заключается в поиске баланса между важностью решения, сроками, в течение которых необходимо вынести вердикт, затратами (включая альтернативные издержки) на разработку решения, и доступности ресурсов, используемых в процессе принятия решений.
Ключевые элементы вынесения эффективного суждения:
- получение самой достоверной информации за доступное время (вы никогда не сможете получить весь необходимый объем информации сразу);
- оценка и анализ полученной информации с помощью подходящего инструмента;
- принятие решения в установленные сроки.
Принятие решения является частью индивидуальных навыков менеджера. Их врожденные способности должны поддерживаться обучением и культурой, которая вознаграждает активный подход к решению.
Необходимо помнить, что эксперты и их оценки – лишь базис для принятия руководителем решения. И оба эти элемента необходимы для получения необходимого результата – качественного и своевременного решения по проекту.
Формирование экспертной оценки
Для наилучшего результата необходимо объединить экспертные знания и навыки принятия решения в структурированный процесс. Paul S. Szwed из Института управления проектами (PMI) в своей книге Expert Judgment in Project Management: Narrowing the Theory-Practice Gap описали алгоритм действий при работе с экспертным мнением:
- Сформулируйте проблему;
- Планируйте выработку экспертных заключений;
- Выберите подходящих экспертов;
- Проинструктируйте/подготовьте экспертов, чтобы они могли эффективно участвовать в процессе;
- Сравнивайте мнения/оценки экспертов;
- Проанализируйте и объедините информацию, чтобы создать свое экспертное заключение;
- Документируйте и делитесь результатами.
Когда существует необходимость в принятии важных решений, в организации следует определить и установить стандартные операционные процессы по работе с экспертами и созданию организационного знания.
Смотрите также:
- Обучение: Курс «Управление проектами на базе PMI PMBOK и ISO 21500»
- Обучение: Тренинг «ICAgile Certified Professional»
- Статья: PRINCE2 лидирует среди методов проектного управления: результаты исследования The Axelos PPM Benchmark study — 2017
Источник: https://www.projectmanagement.com/blog-post/31805/Understanding-Expert-Judgment
Перевод: Елизавета Дубовская, Артемий Анцупов