Продакт-менеджмент — еще один шаг в продвижении
26 Окт 2020
Всем привет!
Сегодня мы поделимся с вами историей Адарша Шривастава о том, как он провёл исследование продукта компании Apple.
Моя карьера начиналась в качестве разработчика программного обеспечения. Но позднее, сложилось так, что из нашей компании уволился продакт, и часть его обязанностей перешла на меня. Благодаря этому, я был вовлечен в сферу управления продуктами.
Хоть я и не был продактом, я начал изучать стратегии по увеличению показателей, привлечению клиентов и вовлеченности пользователей.
Вторым событием в моей жизни, которое позволило углубиться в концепции управления продуктами, стало исследование продукта компании Apple (iPhone) под руководством Джона Фонтено, продакта в Swipeclock.
Далее автор поэтапно рассказывает о данном исследовании (примечание редактора).
В чем заключаются видение и миссия Apple
Первая задача была идентифицировать Видение и Миссию Apple, которые помогают сфокусировать всех, кто работает в компании, чтобы повысить эффективность и продуктивность внутри компании.
Видение Apple: «Мы верим, что наша главная цель создавать великие продукты и это не изменится».
Миссия Apple: «Принести лучший пользовательский опыт клиентам через инновации в программном, аппаратном обеспечении и сервисах».
Гипотезы Персоны
После определения видения и миссии компании, я начал знакомство с пользователями iPhone с помощью Google форм и проведения интервью. Я заранее готовил такие вопросы, благодаря которым в дальнейшем можно было бы выстраивать гипотезы:
- Чем вы занимаетесь?
- Какую роль в семье вы занимаете?
- Как давно вы пользуетесь iPhone? Какая модель была у вас первой?
- Что вы думаете о смартфонах? Упрощают ли они жизнь? Какой операционной системой вы пользовались изначально: IOS или Android?
- Какой телефон у вас сейчас? Сложно ли перейти на последнюю версию?
- В чем преимущество смартфонов Apple?
- Какой самый главный недостаток iPhone?
- Чтобы вы хотели добавить/изменить у iPhone в будущем?
Таким образом, я понимал для каких целей человеку нужен смартфон, сколько лет он им пользуется, как долго пользуется именно iPhone.
Гипотезы Проблемы
Следующей целью моего исследования было выявление проблем, с которыми сталкиваются пользователи iPhone. Благодаря проведенным интервью я смог выделить общие проблемы и определить, чем недовольны клиенты:
- Зависание экрана
- Слабый аккумулятор
- Перегревание
- Bluetooth-соединение
- Обмен данными с Android
- Обрезанный экран
- Функция Siri «распознавание голоса»
- Недостаток встроенных программ
Все нарекания можно объединить в одну проблему, связанную с аппаратным и программным обеспечением.
Чтобы сконцентрироваться на проблемах и проанализировать их, я использовал фреймворк “Think, See, Feel, Do”.
По принципам данного фреймворка следует определить:
- Ожидания пользователей (Think)
- Опыт (See)
- Ощущения от полученного опыта (Feel)
- При каких обстоятельствах получен опыт (Do)
Приоритизация проблем
Чтобы сократить перечень проблем, я провёл два теста:
- «Волшебная палочка» («Magic Wand»): суть данного теста заключается в том, что пользователь должен представить, будто у него есть волшебная палочка, которая может решить любую проблему. Главное правило — можно выбрать только одну проблему.
- «Тележка для покупок» («Shopping Cart test»): по условиям данного теста пользователь должен представить, что ему дают 50$ на устранение любой проблемы. Решение каждой проблемы стоит 50$, т.е. он может устранить точно одну проблему за предоставленные деньги и оставшиеся — за свои личные. Таким образом, мы видим какая проблема является наиболее острой, и за какую (какие) пользователь готов заплатить самостоятельно.
Данные тесты помогли выявить приоритетность проблем среди пользователей, но они опять были связаны с аппаратным и программным обеспечением.
Тогда я решил использовать фреймворк RICE, чтобы разграничить неудобства, связанные с программным обеспечением и пользовательским опытом. Для достижения этой цели я решил выбрать одну проблему и сосредоточиться на ней.
Проблема: пользователи iPhone не могут делиться файлами с Android или Windows без использования специальных приложений, как Google Photos, Google Drive, Dropbox, OneDrive, ShareIt app и другие.
RICE: количество людей, которые столкнулись с проблемой (reach), острота проблемы по шкале от 1 до 5 (impact), достоверность (confidence), сколько раз пользователь столкнулся с проблемой за месяц (effort).
Данный фреймворк предполагает вычисление значимости каждой проблемы следующим путём: сумма “Reach”, “Impact” и “Confidence”, делённая на “Еffort”. Дальше мы сравниваем получившиеся результаты по всем проблемам и определяем самую острую для пользователей.
Персона
Алиша Бат, пользователь iPhone, поделилась своим личным опытом и рассказала, что ее разочаровывает, и чего не хватает в процессе использования данного продукта.
Проблемы:
- Невозможность делиться файлами с Android или Windows без наличия дополнительных приложений
- При их использовании тратится много времени и теряется качество фотографий
Необходимость:
- Делиться файлами со своей семьей без потери качества и времени.
- Простота в использовании для родственников, которые не являются уверенными пользователями смартфонов.
Пользовательский опыт
Во многих организациях используют дизайн-спринт, чтобы стимулировать стратегическое мышление посредством экспериментов и итераций.
Чтобы проанализировать пользовательский опыт (UX), я использовал онлайн-сервис Figma, благодаря которому разработал макеты и прототипы для приоритетной задачи. После создания прототипа я провел тестирование удобства использования (Usability testing). По тому, как реагировали пользователи и какой был отклик, я пришел к выводу, что пользователи немного запутались.
Я переделал прототип и опять провёл тестирование, включив в него несколько новых пользователей. И на этот раз, пользователи пришли в восторг и захотели увидеть эту функцию на своих телефонах в ближайшем будущем.
- Настройки iPhone
- Bluetooth
- Опция файлового обмена с другими устройствами
Иерархия потребностей
Необходимо структурировать требования к команде разработчиков продукта, учитывая мельчайшие детали.
Для достижения этой цели я создал таблицу по трем критериям:
- Эпик (Epic)
- История пользователя (User Story)
- Критерий приемки (Acceptance Criteria)
После чего уже заполненная таблица передавалась команде разработчиков продукта для реализации проекта.
В заключение скажу, что совместная работа с Джоном дала мне понимание того, что делает продакт изо дня в день, и что из себя должен представлять сам продукт. Надеюсь, в дальнейшем эти знания окажутся для меня полезными.