Чем отличается дизайн-мышление от сервис-дизайна?
23 Окт 2020
Всем привет!
Как Вы думаете, дизайн-мышление и сервис-дизайн — это просто разные названия одного и того же или между ними есть значимая разница?
Не будем Вас томить, разница есть. Давайте разберемся в этих понятиях и разграничим их для себя раз и навсегда.
Понятийный аппарат
Для начала дадим определения следующим понятиям:
Дизайн-мышление – это концепция создания продуктов и услуг, ориентированных на интересы человека.
Сервис-дизайн – это концепция, построенная на сервис-ориентированном взгляде на мир, где все взаимодействия между брендом и пользователем рассматриваются как сервисы, а методы и инструменты дизайна направлены на разработку и улучшение услуг с учетом интересов потребителей.
Жизненные циклы обеих концепций схожи, как и используемые инструменты, обе концепции сейчас активно применяются для создания новых продуктов и услуг.
Исторический бэкграунд
Если мы зададимся вопросом, что появилось раньше, дизайн-мышление или сервис-дизайн, то четкого ответа получить не сможем, но все равно попробуем это сделать.
Дизайн – мышление уходит корнями в 50-е года прошлого столетия. Обороты же начало набирать примерно в 2007 и 2008 годах. Одним
из ключевых моментов в развитие дизайн-мышления стала публикация книги Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» (в оригинале: Сhange by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation).
Если посмотреть на историю сервис-дизайна, то увидим, что он был описан в научной литературе еще в 1980 году. Однако импульс сервис-дизайна и его последующая популяризация связаны с публикацией книги Марка Стикдоран и Якоба Шнайдера «This is Service Design Thinking».
Также следует отметить, что концепция дизайн-мышления зародилась в США, а сервис-дизайн имеет европейские корни.
Сферы применения
Дизайн-мышление можно применять в самых разных областях, наиболее распространённой является область инноваций в продуктах и услугах. Но есть и не столь очевидные: политика, человеческие ресурсы
или образование.
В свою очередь, сервис-дизайн более узконаправлен. В основном используется компаниями, которые оказывают услуги. При этом задачи бизнеса связаны с обслуживанием, например: повышение индекса потребительской лояльности или минимизация оттока клиентов.
Следовательно, дизайн-мышление, в отличие от сервис-дизайна, можно применять практически в любой ситуации, а не только в задачах, связанных с обслуживанием.
Простота использования
Дизайн-мышление — это больше об образе мышления. Здесь задействовано множество «мягких» факторов, таких как изменение мышления или ориентация на пользователя. Дизайн-мышление – это концепция, которая доступна даже не для профессионалов. Сервис-дизайн же использует сложные и обширные методы проектирования, фокусируется на разработке услуг и может напрямую влиять на все аспекты деятельности организации. Сервис-дизайн предполагает, что у человека есть определенные знания для использования различного инструментария.
«Отличительная цитата»
Разграничить дизайн-мышление и сервис-дизайн просто, когда на помощь приходит так называемая «отличительная цитата». Звучит она следующим образом: «Когда вы используете дизайн-мышление для решения сервис-ориентированных задач, то это уже сервис-дизайн». Фактически именно данный признак является таким незримым разграничением.
Таким образом, мы постарались выделить основные отличительные черты дизайн-мышления и сервис-дизайна. Главное помните: дизайн-мышление и сервис-дизайн направлены на интересы потребителя и эффективны при создании новых продуктов и услуг, а также развитии и оптимизации существующих.
Если и вы хотите создать продукт, который будет пользоваться спросом, даже в непредсказуемых условиях рынка, то оставляйте заявку на наш тренинг по Дизайн-мышлению. Мы с вами свяжемся и подробно все расскажем!
Источники:
https://www.servicedesignshow.com/
https://www.koosservicedesign.com/blog/difference-between-design-thinking-service-design/
https://medium.com/@diogorebelo/difference-between-design-thinking-and-service-design-35e33044d413
https://www.spotless.co.uk/blog/what-is-design-thinking-and-how-is-it-different-from-service-design/