Правительственные Проектные офисы предлагается строить вне Белого дома

18 Май 2016

Правительственные Проектные офисы предлагается строить вне Белого дома

Обсуждение идей проектного офиса в правительстве РФ продолжается, но в непубличном режиме. В Белом доме в середине мая обсуждали несколько предложений по проектам — в том числе поддержку несырьевого экспорта и поддержку моногородов, а также изменения в Бюджетный кодекс, позволяющие совместить восемь существующих госпрограмм с проектным подходом. Большой популярности идея проектного офиса в министерствах, видимо, не имеет, а в ряде проектов собственно проектный офис вообще предлагается вынести за пределы Белого дома — в госкорпорации или даже, как в случае с госзакупками, в ОНФ. Решения по дизайну новой системы управления планируется принять в июле 2016 года.

Несмотря на отсутствие официальных новостей по идее проектного офиса в правительстве и перевода на проектный подход или части, или большинства правительственных программ, работа в этой области в Белом доме ведется. Так, 13 мая четыре первых проекта обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, а 11 мая комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов обсудила предложения по коррекции законодательства, позволяющего совместить идеи проектного офиса с госпрограммами — основой бюджетной конструкции,— в отношении восьми госпрограмм.

Напомним, законодательную базу для проектного офиса в Белом доме с начала 2016 года готовил экс-министр Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, сейчас — помощник председателя правительства. В марте 2016 года в правительстве приняли решение о том, что проектный офис, в какой бы форме идея ни была реализована, будет заниматься лишь выделенными пилотными проектами. Работу по отбору таких проектов вел первый заместитель главы аппарата правительства Максим Акимов, на совещании у которого 29 апреля отобраны 12 проектных предложений.

До предметного обсуждения у первого потенциального куратора проекта, господина Шувалова, 13 мая добрались лишь пять проектов, из которых предметно обсуждаются три: «Комплексное развитие моногородов», «Развитие несырьевого экспорта» и программа развития малого и среднего предпринимательства. Против двух других проектов — «Новое качество бизнес-среды» (улучшение инвестклимата) и «Эффективные закупки» (система госзакупок) выступило Минэкономики.

В случае инвестклимата проектный принцип конфликтовал с реализующейся уже несколько лет «дорожной картой» той же тематики. В случае госзакупок ситуация сложнее. Руководителем проекта предложено было сделать Антона Гетта, советника руководителя исполкома ОНФ, или главу Бюро контрактной информации Ольгу Анчишкину. При этом заместитель главы Минэкономики Евгений Елин в письме в правительство вообще усомнился в том, что развитие контрактной системы нужно вести за пределами министерства. Отметим, Минэкономики само по себе является «пилотным ведомством» по внедрению проектного подхода (см. «Ъ» от 6 мая), поэтому идея передавать проекты «наружу» вряд ли найдет понимание у команды Алексея Улюкаева.

Тем более что в случае трех реально обсуждающихся проектов, не встречающих сопротивления ведомств, руководство предлагается вынести за пределы Белого дома. В проекте «Комплексное развитие моногородов» руководителем предлагается зампред ВЭБа Ирина Макиева, в проекте «Новое качество развития малого и среднего предпринимательства» — председатель правления АО «Корпорация МСП» Александр Браверман, в проекте «Развитие несырьевого экспорта» — глава АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) Петр Фрадков. В первых двух проектах, отметим, проектным офисом вообще предложено считать структуры за пределами правительства, а гипотетической и нежелательной альтернативой проекта на базе РЭЦ предлагается считать создание Министерства внешней торговли.

При любом раскладе ни в одном из трех случаев никакого «проектного офиса» внутри самого правительства не предполагается. Сама же деятельность, которая еще весной 2016 года предполагалась как создание в составе Белого дома отдельного квазиведомства или нескольких таких структур (мировой опыт, например, Малайзии или Великобритании предполагает или создание единого выделенного проектного офиса для внутриправительственной координации, или двух — проектного, разрабатывающего собственно проекты с измеряемыми сроками и показателями, и реализационного, координирующего исполнение проекта), теперь именуется «подготовкой проектных предложений по пилотному портфелю наиболее значимых программ и проектов».

Также непублично и, видимо, не без проблем идет вторая составляющая работы по проектному офису — в нынешнем виде бюджетное законодательство не позволяет полноценно работать по проектному принципу. По данным «Ъ», до 19 мая Минфину по итогам заседания правкомиссии поручено готовить проект уточнения Бюджетного кодекса и других законов, позволяющих поменять принципы взаимодействия ведомств по восьми существующим госпрограммам: по развитию образования, здравоохранения, транспортной системы, промышленности, внешнеэкономической деятельности, сельского хозяйства, по соцподдержке граждан и госпрограмме «Доступное жилье». «Апробация» этих изменений должна проводиться премьер-министром Дмитрием Медведевым после 19 мая. По словам источников «Ъ» в Белом доме, коррекции могут быть подвергнуты и сами госпрограммы, в том числе также с выделением проектных элементов. Однако, подчеркивают собеседники «Ъ», конечных решений по проекту проектного офиса не принято. Исходя из презентаций на совещании 13 мая, в аппарате правительства планируют утвердить (предполагается процедура «защиты») все пилотные проекты в июле 2016 года — тогда, очевидно, и будет решено, чем в итоге будет «проект проектного офиса» и как он будет выглядеть на практике, а не в презентациях.

Смотрите также: 

Автор: Дмитрий Бутрин. Фото: Александр Вайнштейн
Источник:http://www.kommersant.ru/doc/2989727

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика